Часто пожилые люди остаются одинокими и нуждаются в дополнительной помощи. В такой ситуации появляется патронажный работник или сиделка с проживанием – человек, который способен помочь физически, разрядить одиночество, поддержать в тяжелую минуту. Иногда пенсионерам сложно принять то, что чужому человеку приходится за ним ухаживать, и они объявляют бойкот. Поэтому сиделка должна обзавестись некоторыми знаниями и приемами, чтобы наладить отношения с подопечным.
Особенности психологии людей пожилого возраста
К пожилым людям, как и к маленьким детям всегда нужно искать подход. Просто так общение не выйдет, придется немного ознакомиться с психологией пенсионеров. Следует запомнить, что люди преклонного возраста:
- часто бывают невнимательными и теряют смысл разговора;
- плохо воспринимают быструю и невнятную речь;
- не понимают смысл группового разговора, забывают все сказанное;
- раздражаются, если не могут понять происходящего;
- бояться ухудшения здоровья и того, что им не смогут вовремя оказать помощь;
- переживают из-за нехватки денег;
- трудно приспосабливаются к новому режиму дня, новой обстановке, новому кругу общения;
- всегда лучше воспитываются пряником, а не кнутом, нуждаются в поощрении и похвале.
Психологические взаимоотношения патронажных работников с пожилым человеком
Для патронажного работника очень важно найти общий язык со своим подопечным. Взаимоотношения должны строиться, в первую очередь, на уважении, при этом как со стороны работника, так и со стороны пенсионера. Всем людям приятно, когда с ними разговаривают приветливо и ласково, поэтому будет лучше воспользоваться очарованием своей улыбки с самого порога. Найдите общие интересы с пожилым человеком и счастливо проводите вместе свободное время, например, играйте в шахматы или карты, разгадывайте кроссворды, вышивайте или вяжите. Хорошо бы применить свое чувство юмора. Оно поможет разрядить обстановку и найти общий язык, но не следует переусердствовать – не все старики понимают современный юмор. Главное – быть дружелюбным и искренним, тогда все получиться.
Общие рекомендации по общению с пожилым человеком
Чтобы общение было плодотворным, а каждый из участников беседы остался довольным следует соблюдать рекомендации. Они помогут сиделке быстро установить контакт с пожилым человеком:
- Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия, конфликтовать с ним.
- Не нужно показывать свои истинные эмоции: раздражение, злость, обиду. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения.
- Не нужно смеяться над страхами и опасениями своего собеседника. Постарайтесь отнестись с пониманием ко всем его проблемам, посочувствуйте, поделить чем-то своим, дабы разрядить атмосферу и снять напряжение.
- Постарайтесь не перебивать пенсионера, а предоставьте ему возможность выговориться. Если на это не хватает времени, то нужно как можно деликатнее остановить разговор и пообещать продолжить, как только появится возможность.
- Начинайте разговор только по обоюдному согласию. Не нужно навязываться старику, но не нужно избегать общения с ним.
- Говорите достаточно громко, внятно и четко, не торопитесь в высказываниях, не хамите, относитесь к собеседнику с уважением.
- Убеждайте пожилого человека уговорами и упрашиваниями, воспользуйтесь помощью людей, которые способны оказать на него влияние, но не наседаете.
- Для убеждения попробуйте привести примеры с жизни других людей, персонажей, исторических личностей.
- Если сиделка приглашается в больницу, а человеку нужна поддержка – следует оказать ее, посочувствуйте, постоянно находится рядом.
- Если пожилой человек начинает бросаться обвинениями, не следует остро на них реагировать. Нужно набраться терпения и постараться сообща решить вопрос.
- Помогите пенсионеру наладить общение с другими людьми: организуйте прогулки на свежем воздухе, помогите «подружиться» с телефоном.
- Всегда оставайтесь тактичными, смотрите собеседнику прямо в глаза, относитесь с уважением.