Психология общения с больным человеком

Часто пожилые люди остаются одинокими и нуждаются в дополнительной помощи. В такой ситуации появляется патронажный работник или сиделка с проживанием – человек, который способен помочь физически, разрядить одиночество, поддержать в тяжелую минуту. Иногда пенсионерам сложно принять то, что чужому человеку приходится за ним ухаживать, и они объявляют бойкот. Поэтому сиделка должна обзавестись некоторыми знаниями и приемами, чтобы  наладить отношения с подопечным.

Особенности психологии людей пожилого возраста

К пожилым людям, как и к маленьким детям всегда нужно искать подход. Просто так общение не  выйдет, придется немного ознакомиться с психологией пенсионеров. Следует запомнить, что люди преклонного возраста:

  • часто бывают невнимательными и теряют смысл разговора;
  • плохо воспринимают быструю и невнятную речь;
  • не понимают смысл группового разговора, забывают все сказанное;
  • раздражаются, если не могут понять происходящего;
  • бояться ухудшения здоровья и того, что им не смогут вовремя оказать помощь;
  • переживают из-за нехватки денег;
  • трудно приспосабливаются к новому режиму дня, новой обстановке, новому кругу общения;
  • всегда лучше воспитываются пряником, а не кнутом, нуждаются в поощрении и похвале.

Психологические взаимоотношения патронажных работников с пожилым человеком

Для патронажного работника очень важно найти общий язык со своим подопечным. Взаимоотношения должны строиться, в первую очередь, на уважении, при этом как со стороны работника, так и со стороны пенсионера. Всем людям приятно, когда с ними разговаривают приветливо и ласково, поэтому будет лучше воспользоваться очарованием своей улыбки с самого порога. Найдите общие интересы с пожилым человеком и счастливо проводите вместе свободное время, например, играйте в шахматы или карты, разгадывайте кроссворды, вышивайте или вяжите. Хорошо бы применить свое чувство юмора. Оно поможет разрядить обстановку и найти общий язык, но не следует переусердствовать – не все старики понимают современный юмор.  Главное – быть дружелюбным и искренним, тогда все получиться.

Общие рекомендации по общению с пожилым человеком

Чтобы общение было плодотворным, а каждый из участников беседы остался довольным следует соблюдать рекомендации. Они помогут сиделке быстро установить контакт с пожилым человеком:

  1. Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия, конфликтовать  с ним.
  2. Не нужно показывать свои истинные эмоции: раздражение, злость, обиду. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения.
  3. Не нужно смеяться над страхами и опасениями своего собеседника. Постарайтесь отнестись с пониманием ко всем его проблемам, посочувствуйте, поделить чем-то своим, дабы разрядить атмосферу и снять напряжение.
  4. Постарайтесь не перебивать пенсионера, а предоставьте ему возможность выговориться. Если на это не хватает времени, то нужно как можно деликатнее остановить разговор и пообещать продолжить, как только появится возможность.
  5. Начинайте разговор только по обоюдному согласию. Не нужно навязываться старику, но не нужно избегать общения с ним.
  6. Говорите достаточно громко, внятно и четко, не торопитесь в высказываниях, не хамите, относитесь к собеседнику с уважением.
  7. Убеждайте пожилого человека уговорами и упрашиваниями, воспользуйтесь помощью людей, которые способны оказать на него влияние, но не наседаете.
  8. Для убеждения попробуйте привести примеры с жизни других людей, персонажей, исторических личностей.
  9. Если сиделка приглашается в больницу, а человеку нужна поддержка – следует оказать ее, посочувствуйте,  постоянно находится рядом.
  10. Если пожилой человек начинает бросаться обвинениями, не следует остро на них реагировать. Нужно набраться терпения и постараться сообща решить вопрос.
  11. Помогите пенсионеру наладить общение с другими людьми: организуйте прогулки на свежем воздухе, помогите «подружиться» с телефоном.
  12.  Всегда оставайтесь тактичными, смотрите собеседнику прямо в глаза, относитесь с уважением.